Разрушая барьеры: в Якутске прошел семинар по инклюзивному образованию


8 февраля в Якутске прошел семинар-совещание «Система инклюзивного образования детей и молодежи: проблемы и перспективы развития». Основной темой мероприятия являлась интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс.

Согласно действующему закону, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право учиться не только в коррекционных, но и общеобразовательных школах. Основная цель семинара была направлена на обмен опытом между педагогами для создания комфортной образовательной среды.

СПРАВКА: Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подробно о мероприятии нам рассказала модератор мероприятия Валентина Захарова, главный специалист Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия):

— Мы решили проводить такие мастер-классы для организаций, которые осуществляют адаптивную общеобразовательную программу. Это четыре государственные школы-интерната и муниципальные организации. Наша задача — показать как вводятся государственные общеобразовательные стандарты в школах, и мы хотели, чтобы все участники смогли увидеть систему организации.

Дело в том, что многие годы было деление школ на общеобразовательные и специальные коррекционные. Новый действующий закон об образовании дал дорогу в инклюзивное образование. Родители, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, теперь сами выбирают, где будет учиться их ребенок. Они обращаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, где определяется какая программа образования ему подходит и предлагают варианты.

— Если родители узнали, что у ребенка есть диагноз с которым ему будет сложно учиться по общей программе с остальными детьми, куда им следует обращаться?

— В первую очередь, диагноз обнаруживают медики и рекомендуют ребенку пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. У нас есть одна центральная комиссия и 17 территориальных комиссий, на которых можно выйти, обратившись в муниципальное управление образования.

На семинаре выступили педагоги из коррекционных школ и интернатов республики. В рамках мероприятия педагоги не только обменялись опытом, но и провели нескучные уроки для учителей. В отличие от обычных семинаров в них помимо лекций, слайд-шоу и видеоматериалов, была показана наглядная работа с детьми.

В рамках мероприятия был продемонстрирован опыт работы с детьми с нарушениями слуха. Ребята показали на сцене костюмированный спектакль, а ученицы специальной коррекционной образовательной школы V вида показали процесс изготовления национальных украшений.

Татьяна Кондратьева, руководитель творческой студии “Кэрэ”:

— Мы занимаемся национальным шитьем и стараемся участвовать в различных конкурсах. Ездили в Москву, в Сочи и на днях собираемся в Казань на международный конкурс “Восточная сказка”. В студии занимаются двадцать детей — два мальчика и восемнадцать девочек. Практическая ценность наших занятий заключается в том, чтобы нашим девочкам полученные навыки пригодились в дальнейшей жизни.

В числе приглашенных была Елена Инденбаум, доктор психологических наук, эксперт отдела образования обучающихся с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

— Курсы повышения квалификации не дают возможность соответствовать требованиям, заявленным в стандартах образования. Учителям начальных классов, которые будут работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно прохождение специальных курсов. Они должны иметь профессиональную переподготовку в соответствующей области. Если у ребенка нарушение слуха, то в области сурдопедагогики. Если это дети с нарушениями зрения, в области тифлопедагогики. Если это дети из других категорий, то в области олигофренопедагогики. Учителям музыки, физкультуры и изобразительной деятельности достаточно прохождения курсов повышения квалификация.

Что касается проблемы улусов республики, то мы считаем, если ребенок не может получить качественную помощь, то надо убеждать родителей, что у этого ребенка очень большая угроза нарушения социализации. Если ребенка не учить профессионально, он не сможет ничему научиться. При этом ребенок может быть одаренным и с хорошими способностями. Учить его надо правильно. Если родители заинтересованы в образовании ребенка, то они чего только не делают: и уезжают туда, где их можно учить, и сами учатся, лишь бы ребенка научить.

Присутствовала на мероприятии и Вера Душкевич, директор благотворительного фонда “Харысхал”, которая так же принимает активное участие в инклюзивном образовании с проектами “Чудеса кино” и “Уроки доброты”.

-Инклюзивное образование это не какая-то особая программа, а включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и образовательный процесс.Тут ключевое значение имеют именно сами участники процесса. В первую очередь это дети с ограниченными возможностями здоровья их сверстники, родители и педагогический состав. И важно включение всех участников в этот процесс.

Участники семинара констатировали, что в Республике Саха (Якутия) создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения и реализации инклюзивного образования. Обеспечены условия для свободного выбора родителями образовательных организаций для детей с ОВЗ.

27% от общего количества педагогов республики прошли обучение на курсах повышения квалификации, организованных на основе программы, разработанной институтом развития образования и повышения квалификации. Обучение помогло педагогам осознать цели и концепцию, понять культурологический характер курса, его значимость в контексте задач, овладеть теоретическими знаниями об основных методах и приемах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.



Поделиться: