«Активная школа – Харысхал+»: Как работает инклюзивное образование в Покровске


С декабря 2012 года в России официально действует программа инклюзивного образования. Двери общеобразовательных школ открылись детям с особенностями развития. Процесс идет медленно, поскольку не все готовы принять нововведение по различным причинам. Тем не менее, есть примеры, которые доказывают, что все дети равны, несмотря на физические особенности.

В ноябре прошлого года состоялось торжественное открытие нового здания Покровской школы Хангаллаского улуса. Это стало особенным событием не только для жителей города Покровска, но и для Якутии в целом. Школа №3 является инклюзивной. Строители создали все необходимые условия для обучения особенных учеников. В настоящее время это лучшая школа для полноценного развития детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Педагоги и родители ждали этого события 35 лет. До этого администрация школы постаралась сделать образование доступных для всех, несмотря на сложности. Инклюзивную программу приняли и другие общеобразовательные учреждения Покровска. В школах нет супердоступности, но есть платформа для особенных учеников. Их понимание того, что учиться надо всем, вдохновляет.

С начала прошлого года в покровских школах стартовала программа «Активная школа – Харысхал+». Мы навестили учреждения и посмотрели, как оказывается специальная поддержка своим ученикам.

МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ №3»
Образовательный Центр с углубленным изучением отдельных предметов

Владислав Капитонов,
директор Покровской СОШ №3 – Образовательный Центр с УИОП:

В 2014 году мы создали Ресурсный центр инклюзивного образования. На данный момент у нас обучается 51 детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья. До открытия нового здания мы находились в старой деревянной школе. Доступность отсутствовала, и многие дети не могли учиться вместе со сверстниками. Сейчас есть все условия, начиная от пандусов, заканчивая специальным лифтом, и ученики с удовольствием ходят на занятия. Школа открыта для каждого ребенка, и инклюзия, к которой мы так стремились, стала реальной.

  • Ресурсный центр инклюзивного образования Покровской СОШ №3 объединяет 51 детей с ОВЗ. Из них 29 детей с инвалидностью. В индивидуальном обучении – 27 учеников. 7 обучающихся с ОВЗ охвачены проектом «Развитие дистанционного образования детей с инвалидностью в РС (Я)». На протяжении всего периода обучения ученикам обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Дети активно принимают участие в жизни школы, а также на различных мероприятиях и фестивалях, проводимых в Якутии.

МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ №1 им. И.М. Яковлева»
с углубленным изучением отдельных предметов

МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ №2»

Мария Саввинова,
педагог-организатор Покровской СОШ №2:

В нашей школе дети с инвалидностью обучаются наравне со всеми. Мы поддерживаем инклюзию, и прошедший семинар-практикум «Активная школа – Харысхал+» вдохновил старшеклассников. Загоревшись идеей, ребята предложили ввести в образовательную программу «Уроки доброты». Рассказывая о важности инклюзивной культуры, они вдохновляют учеников и родителей. Сейчас школа проводит сбор книг для детей, обучающихся на дому, и желающих принять участие становится все больше. Мы рады, что присоединились к проекту благотворительного фонда «Харысхал», который помогает детям и меняет отношение людей к миру.

Тема инклюзивного образования на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых. Родители, воспитывающие детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, стремятся к переменам. К тому, чтобы в обществе был доступ к образованию для всех. Детсады и школы являются важным этапом для социализации ребенка. Регион только начал развиваться в этом направлении, но наличие доступной среды является лишь одной из сторон инклюзии. Ее основа в понимании людей. Осознании того, что все равны, несмотря на физические различия.

Текст и фото Виктория Корякина



Поделиться: