Секреты успешного поступления абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ


28 июня прошла онлайн-встреча «Поступление абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ в учреждения ВО и ПОО РС (Я)», во время которой родители, дети и специалисты могли задать интересующие вопросы психологу-профориентологу — Елизавете Зарубиной.  Вебинар был организован ЦОПП РС (Я) и Благотворительным фондом «Харысхал», под чьим началом работает проект, помогающий выпускникам школ с профориентацией и поступлением в учебные заведения. 

На встрече Елизавета Зарубина объяснила собравшимся, что Федеральный закон об образовании, согласно которому каждый абитуриент, имеющий инвалидность и ОВЗ после школы может поступить в средние специальные и высшие учебные заведения для получения дальнейшего образования, не всегда работает должным образом. Часто выпускники и их родители сталкиваются с трудностями, когда руководство ССУЗов и ВУЗов отказывает абитуриентам в подаче заявлений, например, чтобы «не портить статистику». В таких случаях выпускникам советуют поступить в специализированные учебные заведения для людей с инвалидностью. Однако это противоречит понятию инклюзии, подразумевающему процесс интеграции лиц с нарушениями здоровья в активную общественную жизнь, а также лишает абитуриентов множества возможностей. Право на обучение есть у каждого человека, и оно ни в коем случае не должно нарушаться, поэтому иногда выпускникам и их родителям стоит проявить упорство и терпение.

Другой вопрос – все ли абитуриенты будут приняты в учебные заведения после рассмотрения поданных документов? Нет, особенно, если речь идет о бюджетных местах. Несмотря на наличие у абитуриентов инвалидности или ОВЗ, они в любом случае должны будут пройти через конкурсный отбор, в результате которого только часть подавших заявления ребят могут претендовать на места по квоте.

Кроме этого, во время обсуждения психолог-профориентолог разобрала различные актуальные вопросы абитуриентов, касающиеся льгот, различных подходов к профориентации и др., а также поделилась секретами успешного поступления абитуриентов в учебные заведения. Вот несколько простых правил, следуя которым выпускник обязательно добьется своей цели:

  • ШАГ 1: Определитесь с подходящей профессией или профессиональным направлением;
  • ШАГ 2: Выберите 3-4 наиболее подходящих учебных заведения в выбранном направлении. При этом, при поступлении в колледж/техникум/училище оцениваются не результаты ОГЭ/ЕГЭ, а средний балл по аттестату и баллы по профильным предметам. Важно, чтобы в вашем списке были колледжи с разным уровнем требований.
  • ШАГ 3: Обязательно поговорите с родителями, это поможет принять более взвешенное решение. Однако не позволяйте родителю выбирать за вас профессиональное направление, поскольку учиться будете вы, а не они. Для успешной учебы и самореализации важно, чтобы выбранная специальность вызывала у вас интерес.
  • ШАГ 4: Не забудьте обратить внимание на противопоказания по работе, связанные с состоянием здоровья и пр.
  • ШАГ 5: Если у вас есть сложности в выборе – обратитесь к специалисту по профориентации.

По итогам встречи её участникам будет оказана консультативная поддержка и помощь в вопросе поступления.

Напоминаем, что в настоящее время действует совместный профориентационный проект фонда «Харысхал» и ЦОПП РС (Я) для ребят в возрасте 14-18 лет со статусом ОВЗ и/или инвалидностью. В рамках этого проекта абитуриенты и их родители могут получить консультацию от психолога-профориентолога и юриста. 

Инна Асекритова