Инклюзия торит дорогу – I республиканский Форум обозначил векторы развития инклюзивного образования в Якутии

пельмень

«Эта история не про доклады, а про общение!» –  такими словами открыла I республиканский форум инклюзивного образования модератор мероприятия, директор благотворительного фонда «Харысхал» Любовь Клюкина. И была права — в течение всех восьми часов работы слет педагогов кипел от обсуждения насущных проблем, новых идей и действующих успешных практик. Формализму здесь места не было, каждая минута мероприятия была плодотворной и, по-весеннему, проросла новыми планами и перспективами.

Но, обо всем по порядку.

Тон мероприятию был задан с самого начала. Еще на стадии знакомства аудитория подключилась к общей интерактивной системе, которая выводила на большой экран все данные, указанные участниками. Так – быстро и современно учителя смогли узнать, какие учебные заведения представлены на форуме. Второй темой экспресс-знакомства стал педагогический стаж делегатов. Оказалось, в зале присутствуют как учителя с многолетним опытом, так и те, кто посвятил инклюзии всего несколько месяцев своей профессиональной деятельности. Однако и те, и другие отметили, что в первую очередь пришли на форум за опытом. Самым опытным педагогом форума стала Александра Ивановна Федотова, у которой за плечами 45 лет педагогического стажа! 10 апреля 1978 года она пришла в открывшийся детский сад «Подснежник» 24-летним начинающим учителем. Маленьким воспитанникам она посвятила всю жизнь.

Александра Федотова, учитель-дефектолог ДС №11 «Подснежник» для детей с нарушением зрения (г.Якутск): «Меня радует, что в последнее время стали обращать внимание на детей с ОВЗ. Когда я начинала работать, общество считало, что это больные дети, о нас никто ничего не знал и не слышал. Но сейчас на инклюзивное образование стали обращать внимание. Внимание получили наши дети и их родители. Появились организации, которые работают в этом направлении. Сегодня здесь, на форуме много молодых, прогрессивных педагогов, владеющих новыми методиками, и я здесь именно поэтому – получить положительный настрой, убедиться, что коллеги перенимают опыт и идут по пути решения многолетних проблем. С первых минут я поняла, что пришла сюда не зря».

В форуме приняли участие представители образовательных учреждений из города Якутска и десяти улусов республики. Кроме того, к обсуждению присоединились коллеги из Москвы и Челябинска. Участие было как очным (50 человек), так и в формате онлайн. Всего Первый республиканский собрал около 200 заявок! Цифра говорит сама за себя – вопросы инклюзивного образования выходят по значимости на региональный и федеральный уровни.

Ольга Ильясова, педагог-психолог ДС№8 «Чоппууска» — филиал АН ДОО «Алмазик» (г.Мирный): «Наша команда из пяти специалистов детского сада №8 «Чоппууска» приехала из Мирного. Рады были участвовать в таком мероприятии. Мы отметили его важность и значимость для специалистов, работающих в сфере инклюзивного образования, а также для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Такие встречи невероятно важны для обмена опытом, для саморазвития специалистов, эффективного функционирования единого инклюзивного пространства. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!»

Скажем несколько слов и культурной программе мероприятия. Слет открыли юные хомусисты – участники инклюзивного ансамбля «Дружба». Коллективом руководит  Оксана Николаева, педагог городской школы №35. Выступление ребят стало отличной иллюстрацией к теме форума.  

И об организаторах. Вместе с благотворительным фондом «Харысхал» — основным организатором форума работу по подготовке и проведению форума вели три инклюзивных учебных учреждения школьной и дошкольной ступеней. Их представители приняли самое активное участие в работе слета. Это руководитель АНО Абилитационный центр «Особый ребенок» Инна Скрябина, директор МДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Якутска Елена Черных, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ №35 г.Якутска Любовь Вертецкая.

После знакомства коллеги перешли к формированию проблемного поля. Тот же интерактивный формат позволил узнать, какие вопросы являются наиболее острыми для инклюзивного образования в каждом отдельно взятом учреждении. Чаще всего педагоги говорили о нехватке специалистов, отсутствии ставок, а также недостаточном финансировании. В итоге все проблемы были аккумулированы, а после короткого перерыва делегаты, разделившись на школьную и дошкольную секции, приступили к работе.

Елизавета Зарубина, руководитель проектов БФ «Харысхал»: «В рамках форума мы сформировали диалоговое поле, которое позволило проговорить основные моменты, беспокоящие педагогов, непосредственно работающих с ребятишками. Часто люди, принимающие нормативные документ, не являются практиками, а значит, не всегда чувствуют актуальность тех или иных вопросов. Но время идет вперед, люди меняются, количество детей с ОВЗ и инвалидностью из года в год становится больше, и нам необходимо своевременно реагировать на запросы педагогов и озвученные проблемы для того, чтобы повысить качество образования, которое получает ребенок с особенностями».

Как уже говорилось, атмосфера форума была максимально рабочей, а диалог конструктивным. Для оперативного обмена мнениями на площадке была установлена доска, посредством которой каждый желающий смог внести свое предложение. В результате организаторы получили 25 предложений по разным направлениям развития инклюзии, которые будут оформлены соответствующим образом и размещены на сайте.

Важным достижением форума стало то, что участники сделали шаг к определению инклюзивной среды. Сентенция прошлых лет о том, что человек с особенностями должен учиться в специализированном учреждении, сегодня перестала быть определяющей. Инклюзивная среда предполагает интеграцию ребенка в обычную жизнь настолько, насколько это возможно. Поэтому обсуждать принципы и условия, при которых дети максимально интегрируются в общество, чрезвычайно важно.

Стоит отметить, что в работе Форума приняли участие официальные лица. Среди них Уполномоченный по правам ребенка в РС(Я) Туйаара Васильева, заведующая кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование» Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова , кандидат психологических наук, доцент Ирина Юдина, заместитель начальника Управления образования РС(Я) Егор Охлопков, главный специалист Министерства образования и науки РС(Я) Ольга Семенова, руководитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью Алеся Кондратьева.

Туйаара Васильева, Уполномоченный по правам ребенка в РС(Я): «Думаю, у этого форума очень большие перспективы. Здесь собрались люди, объединенные одной идеей – стереть границы между детьми. В их силах разрушить барьеры и сделать мир для маленьких граждан России безграничным. В последние годы ведется активная работа в этом направлении, и сегодня общество, как мне кажется, готово к тому, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью обучались в обычных школах. Думаю, мы шаг за шагом идем к тому, чтобы инклюзия стала привычной частью общественной жизни».

Пожалуй, главным достижением форума стала его практическая польза. В рамках выступлений участники не только делились опытом, но и вносили предложения в резолюцию форума. Теперь пакет предложений от педагогов-практиков будет направлен в инстанции всех уровней, курирующие вопросы образования, в том числе и республиканское профильное министерство.

Любовь Клюкина, директор благотворительного фонда «Харысхал»: «Мы планировали собрать на одной площадке неравнодушных педагогов и лиц, принимающих решение, высветить проблемы в инклюзивном образовании и показать как педагоги и руководители школ и садов на местах решают эти проблемы. Это удалось! По словам самих участников в таком формате они увиделись впервые, и мероприятие было полезным. Оно не заканчивается, ведь далее мы выпустим сборник лучших практик! Мы идем к цели по расширению вокруг фонда сообщества квалифицированных специалистов-педагогов».

Работа I республиканского форума прошла с высоким индексом заинтересованности участников. Безусловно, Первый в своем роде форум, посвященный инклюзивному образованию, придал импульс решению застарелых проблем. Теперь работа в Республике Саха (Якутия) будет складываться с осознанием того, что ее осуществляют сотни и сотни людей, а в скорейшем решении накопившихся вопросов нуждаются тысячи и тысячи детей.

Поэтому Форум не прощается, он говорит: «До встречи»!

Сборник материалов вы найдете на странице Форума http://haryskhal-skill.ru/forum

Рекомендуем