Елизавета Кириллова: У родителей должно быть право выбора

redactor

Эксперт из Челябинской области Елизавета Кириллова стала гостьей и активным участником Родительского форума, организованного благотворительным фондом «Харысхал» 26 июня в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Ее приезд и тема выступлений вызвала большой интерес специалистов и родительского сообщества.

Перед началом мероприятия Елизавета Эдуардовна дала пресс-службе фонда «Харысхал» эксклюзивное интервью, в котором рассказала о непростом развитии проекта «ресурсный класс» в своем регионе и поделилась наработками, которые помогут ресурсным классам появиться и в Якутии.

СПРАВКА: Елизавета Эдуардовна Кириллова, АВА — куратор и организатор инклюзивной модели «Ресурсный класс в общеобразовательной школе», член Совета по делам инвалидов при Губернаторе Челябинской области, региональный координатор ВОРДИ по образованию детей-инвалидов, эксперт общественной палаты Челябинской области по вопросам образования, председатель общественной организации помощи детям «Открытое сердце», мама особенного ребенка.

БФ «Харысхал»: Мы рады тому, что вы – человек большим опытом организации ресурсных классов, приехали в Якутск. Расскажите, какие знания вы нам привезли и чем челябинский опыт принципиально отличается от нашего?

Е.Э.Кириллова: Я руководитель челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце». Наша организация работает на Урале уже 7 лет. И основное направление работы – это инклюзивное образование для детей с ментальными особенностями развития. Речь идет о детях с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, синдромом Ангельмана и ДЦП. Наш опыт является уникальным, потому что мы практически первыми в стране массово включили детей с синдромом Дауна в общеобразовательные школы в формате «ресурсный класс». Самой модели ресурсный класс в общеобразовательной школе в этом году будет 10 лет.  Но, как показывает практика, в разных регионах она реализуется очень по-разному. И опыт нашего региона вдохновляет другие территории тем, что инициатива родителей была поддержана правительством региона и лично губернатором Алексеем Текслером. После создания первого проекта «Ресурсный класс» в общеобразовательной школе силами нашей организации и при поддержке Министерства образования, эта практика была признана успешной, одной из лучших в стране. Было принято решение тиражировать ее на уровне региона. Так до 2024 года в нашей области появится 24 ресурсных класса. Этим опытом я хочу поделиться с родителями и чиновниками Якутии.

Родителям вашего региона нравится эта модель тем, что для каждого ребенка в ней есть индивидуальный подход. Для каждого есть специально обученный тьютор – специалист с высшим образованием дефектолога или психолога, обязательно есть ресурсный учитель. Безусловно, это хороший фон для того, чтобы ребенка с особыми образовательными потребностями гибко включать в коллектив здоровый ровесников, чтобы он мог не только осваивать индивидуальную образовательную программу, но мог бы общаться, копировать речь, поведение обычных детей, навыки взаимодействия в социуме. Это крайне важно для того, чтобы в дальнейшем ребенок стал самостоятельным. Ресурсный класс — сильная альтернатива обучению в коррекционных школах. Здесь, кроме перечисленных плюсов, есть уникальные образовательные технологии – прикладной анализ поведения.

Рассказ о плюсах ресурсных классов прозвучал на пленарном заседании, которое прошло 26 июня в рамках НПК. Челябинская гостья сделала акцент на том, что в ее регионе общественные инициативы становятся частью государственной политики. Правительство поддерживает активистов-общественников, усиливая финансированием наиболее эффективные практики с доказанным эффектом.

БФ «Харысхал»: Наверное, всех интересует, почему именно Челябинская область оказалась флагманом инклюзивного образования в стране. И, если конкретизировать вопрос, это какие-то пробивные особенности общественности или готовность власти активно работать в этом направлении?

Е.Э.Кириллова: Уточню, Челябинская область – не единственный регион где успешно реализуется проект «Инклюзивный класс». В этом направлении отличаются успехами Белгородская, Воронежская области. Есть ресурсные классы в Москве. В прошлом году при нашей поддержке открылись ресурсные классы в Чите. В этом году будет открываться в Петропавловске-Камчатском и Новокузнецке. То есть, эта практика шагает по стране и сегодня представлена в разных регионах. Что касается Челябинской области, наша принципиальная позиция как общественников заключается в том, что мы не занимаемся пробиванием, мы работаем другими методами. Мы никогда не вступаем в конфронтацию с органами власти, не противопоставляем себя чиновникам. Мы договариваемся о совместной работе. Там, где есть противостояние, нет понимания. Противостояние – это в противоположную сторону от успеха. Потому что энергия, время, ресурсы идут на конфликтную ситуацию, на выяснение отношений.

БФ «Харысхал»: Вы говорите о том, чего вы не делаете. А если говорить о действиях…?

Е.Э.Кириллова: Мы взяли на себя большую нагрузки и ответственность на старте, будучи уверенными, что эта практика будет работать. Проявили инициативу с написанием Президентского гранта, предварительно сознательно наработав большой опыт инклюзивных практик в детских садах, лагерях, мировоззренческих проектах.

 «Триггер доброты» один из таких проектов, направлен на формирование толерантного отношения к детям с инвалидностью в общеобразовательных школах.

Благодаря наработанному опыту, мы получили хорошее финансирование от Фонда Президентских грантов. Сформировалось доверие к нашему опыту, нашей репутации,  нашему доброжелательному и уважительному отношению к органам власти, без какой либо конфронтации. Мы смогли выбрать хорошую школу и реализовали на ее территории проект. Бесспорно, иногда возникают спорные вопросы с органами власти, но мы не решаем их пробивными методами. Мы всегда садимся за стол переговоров. Обозначаем запрос наших родителей, договариваемся о том, что нужно сделать в текущей ситуации.

БФ Харысхал: Замечательный подход, и наиболее эффективный, потому что по сути спорить не о чем, мы делаем одно дело.

Елизавета Кириллова и Алена Атласова, Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по делам семьи и детства

Е.Э.Кириллова: Конечно! Открою вам один секрет, до рождения ребенка с инвалидностью я проработала 10 лет в структуре правительства региона. Поэтому как бывший чиновник понимаю, что если я приду и буду махать флагом, кричать, скандалить, эмоционально рассказывать про историю рождения своего ребенка, то таким подходом я ничего не добьюсь. Потому что эмоция — это не шаг к решению задачи в любой ситуации. Здесь нужны, спокойные деловые отношения.

БФ «Харысхал»: А что, кроме делового подхода?

Е.Э.Кириллова: Прежде чем запускать такой проект и рассчитывать на его успешное развитие, нужно прекрасно владеть темой. Я, например, получила три дополнительных высших образования.

БФ «Харысхал»: Каких если не секрет?

Е.Э.Кириллова: Прикладной анализ поведения, это то, на чем построена вся технология работы ресурсных классов. Затем Президентская программа подготовки управленческих кадров. А также Эриксоновский институт коучинга. Плюс к перечисленному специальные программы по инклюзивному образованию в Московском институте психоанализа.

Фото со встречи с директорами общеобразовательных школ г.Якутска. О встрече читайте подробнее в нашем следующем материале.

БФ «Харысхал»: Елизавета Эдуардовна, при всей успешности развития ресурсных классов в Челябинской области, закрывает ли нынешнее количество потребности региона?

Е.Э.Кириллова: Нет пределов совершенству. Для региона это достаточно молодая практика, она работает всего 4 года. И некоторое время назад люди вообще не верили, что это реально можно создать. Сейчас доверие родителей появилось. Мы сделали дорожную карту по развитию ресурсных классов, она построена на родительском запросе. У нас в области 43 муниципальных образования, и ко мне обращались родители отовсюду: из сельской местности, из городских округов. На основании запросов мы сделали анализ того, в каких городах и сельских территориях должны открываться ресурсные классы. Сейчас идем точно намеченным курсом. Предполагаем, когда дорожная карта завершит работу, запрос возрастет.

БФ «Харысхал»: В идеале ресурсный класс может быть даже в самом маленьком населенном пункте, где есть такая потребность?

Е.Э.Кириллова: У родителей детей с инвалидностью должно быть право выбора, как это и прописано в Законе об образовании. Родитель вправе выбирать ту форму образования, которая подходит его ребенку. И здесь, как говорится, «Больше вариантов, хороших и разных!» Одним родителям нравятся коррекционные школы, это их право. Другим формат семейного образования, когда семья своими силами обеспечивает обучение и воспитание ребенка с инвалидностью. Третьи стремятся к инклюзивному формату, который тоже предусмотрен законодательством, и они имеют на него право.

БФ «Харысхал»: Одно дело «должно быть право выбора», другое – суровая действительность…

Е.Э.Кириллова: Безусловно! Долгое время не было четко прописанных алгоритмов, не было проработанных механизмов, отсутствие которых приводило к возникновению преград по созданию таких проектов, в том числе и на территории вашего региона. Насколько мне известно, эта история здесь пока неуспешна. Но сейчас все стремительно меняется, общество и власть готовы к переменам.

С коллегами из благотворительного фонда «Харысхал» на пленарном заседании НПК 26 июня

БФ «Харысхал»: Вы говорили о том, что в 2019 году никто не верил в развитие проекта «Ресурсный класс». Прошло четыре года и мы видим, что сейчас, пусть не семимильными шагами, но все-таки проект делает большие успехи. Как, по-вашему, сколько времени нам нужно, чтобы дойти до идеальной картинки, когда каждый родитель будет иметь это право выбора на всей территории страны?

Е.Э.Кириллова: Секрет кроется в активной позиции родителей. Не нужно манны небесной, надеяться, что кто-то придет и всё сделает. От родителей часто можно слышать: «Чиновники должны…». Да, должны, но, скорее всего, не будут этого делать, пока не появится инициатива со стороны родителей. Если родители будут изучать эту практику и, идя на переговоры с чиновниками, будут разговаривать не на эмоциях, а оперировать фактами, то процесс пойдет быстрее.  Если есть грамотно оформленный запрос от родителей, если родители понимают, о чем они говорят, чего хотят и в чем отличие такого формата от коррекционного или семейного, то тогда можно рассчитывать на успех. И, конечно, нужно быть настойчивым в своем запросе. Не так, что ты пришел, тебе сказали «нет», ты развернулся и пошел восвояси. Это сложный процесс, но если ты проявляешь характер, настойчивость, и верность тому, что ты хочешь сделать для своего ребенка, то нет ничего невозможного. Говорить за всю страну мне достаточно сложно, потому что это очень неравномерный процесс. В каждом регионе он идет очень по-разному, везде есть воя специфика, в том числе и в вашем регионе. Но, безусловно, процесс запущен.

БФ «Харысхал»: Благодарим вас, Елизавета Эдуардовна, за развернутые ответы. Успехов вам!

Е.Э.Кириллова: И вашему региону я желаю больших успехов в развитии проекта «Ресурсный класс».

Рекомендуем