Мир для всех – ресурсные классы открывают новую эпоху

redactor

Трудно представить мир, созданный специально для людей с инвалидностью. Его попросту нет. У нас – жителей Земли есть один общий дом, в котором каждому человеку должно быть комфортно. Для этого нужно, чтобы мир этот с самого детства был знаком и понятен каждому.

Исходя из этого, Благотворительный фонд «Харысхал» внес в число своих приоритетных задач создание в Якутии системы ресурсных классов, призванных дать каждому ребенку, вне зависимости от его диагноза, возможность стать неотъемлемой частью общего социума.

В рамках решения этой непростой задачи в конце июня в Якутске состоялась встреча, в которой приняли участие директора городских общеобразовательных школ, делегаты столичного Управления образования и республиканского профильного министерства. Другими сторонами разговора стали представитель родительского сообщества из Челябинской области, региональный координатор ВОРДИ по образованию детей-инвалидов, эксперт общественной палаты Челябинской области по вопросам образования, председатель общественной организации помощи детям «Открытое сердце», мама особенного ребенка. Елизавета Кириллова, председатель комитета по делам семьи и детства Государственного собрания Ил Тумэн Алёна Атласова, директор благотворительного фонда «Харысхал» Любовь Клюкина и руководитель фондовских проектов Елизавета Зарубина.

Отправной точкой для разговора стал проект фонда «В первый раз в инклюзивный класс», реализуемый на средства Фонда президентских грантов. О его первом этапе, в рамках которого проходила комплексная диагностика будущих первоклашек и прорисовка их образовательного маршрута, мы писали ранее. Сегодня начинается этап №2, который предполагает смещение фокуса работы на образовательные организации города, в которых планируют в этом году открыть ресурсные классы.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» №273-ФЗ органы исполнительной власти должны создавать равные условия получения образования для всех. Дискриминация в этом вопросе не допускается. Справедливость этого утверждения разделяют все, однако обеспечить реализацию прав, как оказалось, не так-то просто. Проблема заключается в том, что понятия ресурсного класса в законе нет, и общеобразовательным школам (это касается всех регионов страны) трудно найти внятную основу для изменений.

Поэтому выступление основного докладчика Елизаветы Кирилловой вызвала неподдельный интерес собравшихся. Елизавета Эдуардовна делилась богатым опытом по созданию и успешному развитию ресурсных классов в своем регионе. А для успеха, как выяснилось, нужно очень и очень многое. Это и наличие необходимых специалистов, и подходящие образовательные программы, и продуктивное взаимодействие связки родитель-чиновник, и даже банальные квадратные метры, на которых ресурсный класс разместится.

Сегодня на территории Челябинской области работают около десяти полноценных инклюзивных классов. Успех обеспечивается конструктивным и, подчас, нестандартным подходом. Так Елизавета Кириллова рассказала о том, как в ее регионе решается кадровый вопрос.

Елизавета Кириллова: «Мы отобрали студентов педагогического института, пропустили их через несколько стажировок. Мы смотрели как они работают с детьми и родителями. Стажеров, оказавшихся не готовыми работать с такой категорией детей, мы отпустили. Таким образом, в команду вошли молодые специалисты, проявляющие желание работать с такими детьми».

Но главным условием запуска новой образовательной системы становится воля всех участников этого прогрессивного начинания. На встрече стало понятно, что воля и желание у представителей всех уровней системы образования есть. Директора школ открывали новое для себя понятие «ресурсный класс» и узнавали, как его организовать с учетом всех детских потребностей и с преодоление имеющихся сложностей.

А сложностей немало. О них говорила представитель законодательной ветви власти Алёна Атласова. Она, в частности, отметила перегруженность школ города Якутска. Как правило в столице республики классы состоят из 38-40 школьников. Для сравнения, в Челябинске количество учеников в классе не превышает трех десятков.

Алена Атласова: «Очень важно, что есть общественная инициатива, исходящая от родителей, фонда «Харысхал» и гостей, которые приезжают делиться опытом создания ресурсных классов. Сегодня эта тема актуальна как никогда. Потому что родитель способен создать хорошие тепличные условия для своего ребенка, но как он сможет социализировать его без школы и инклюзивного образования? Как представитель законодательной власти я готова и дальше работать по данному вопросу, помогать продвижению этого проекта».

На сегодняшний день проекте «В первый раз в инклюзивный класс» принимают участие 100 детей. Первого сентября все они должны отправиться в школу. Однако времени на подготовку ресурсных классов в городских СОШ остается совсем немного. И чтобы помочь процессу, специалисты фонда «Харысхал» будут оказывать коллегам всевозможную поддержку.

Елизавета Зарубина: «Первые шаги уже сделаны: проявлен интерес, получен опыт для дальнейшего изучения, процесс запущен. Мы будем обучать специалистов городских школ, организовывать для них мероприятия, которые помогут сделать работу с детьми нашей категории наиболее эффективной. Наши подопечные меняют ступень образования, и чтобы сделать процесс максимально комфортным для всех участников, мы будем осуществлять всеобъемлющее сопровождение. Это будет касаться и родителей. Многие из них в этот период проявляют излишнюю нервозность. Их волнение понятно, и мы в свою очередь всегда готовы консультировать их в правовом поле и оказывать методическую помощь педагогам. Сейчас всем участникам проекта «ресурсный класс» нужно понимать, что мы будем проходить этот путь в первый раз.

Во время встречи фонд «Харысхал» передал представителям школ, в которых будут учиться дети с инвалидностью и ОВЗ, коробки с подборкой развивающих игр. Наборы приобретены за счет средств Фонда президентских грантов.

Участники диалога договорились работать совместно, чтобы появление ресурсных классов в Якутии стало не мечтой, а реальностью. Дети с инвалидностью и ОВЗ смогут, благодаря правильной социализации становиться стопроцентными активными членами общества. А окружающий мир окажется для них знакомым, понятным и, главное, дружелюбным.

Рекомендуем