Инклюзия начинается с семьи

пельмень

Инклюзия в образовании и жизни — это не просто модный тренд, а важная необходимость, позволяющая каждому ребенку получить равные возможности для развития вне зависимости от физических или ментальных ограничений. Проект Благотворительного Фонда «Харысхал» «Инклюзия начинается с семьи» является продолжением проекта «В первый раз в инклюзивный класс» и ставит перед собой амбициозные цели, направленные на выявление и поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации деятельности с дошкольниками, организации и проведения масштабного исследования, а также оказание разносторонней методической поддержки специалистам ДОУ. Реализация данной инициативы стала возможно благодаря поддержке Фонда президентских грантов.

В рамках первого этапа нам важно обратить внимание и выявить семьи и детей, которые нуждаются в дополнительной поддержке – эта возможность стала возможна благодаря тесному сотрудничеству со специалистами детских садов, так же было сделано анонсирование в социальных сетях Фонда, чтобы родители, которые испытывают трудности и сомнения в вопросах развития ребенка смогли получить ответы на свои вопросы. Основная цель первого полугодия— отобрать не менее 35 детей, у которых есть статус ОВЗ, инвалидности или которые находятся в группе риска по инвалидности.

Понимание того, какие именно дети требуют помощи, начинается с комплексной диагностики. Это многоуровневый подход, включающий оценку физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка. Дети взаимодействуют одновременно с родителями и специалистами, что создает поддержку и комфортную атмосферу для обследования. После завершения обследования каждый специалист предоставляет рекомендации в рамках своих компетенций, что позволяет родителям получить комплексное представление о необходимости коррекционных мероприятий и помощи. Этот подход помогает родителям не только осознать потребности их детей, но и разработать индивидуальные планы поддержки, которые могут включать различные формы терапии, занятий и помощи в образовательной среде.

Важно, чтобы диагностика проводилась именно на ранних этапах развития, что позволяет вовремя обнаружить возможные отклонения и начать реабилитацию или корректировку образовательного процесса.

Одна из самых часто выявляемых проблем в рамках комплексной диагностики — это нарушение речевого развития, поведения и установление социальных контактов у ребенка в среде сверстников. Эти нарушения могут оказывать значительное влияние на жизнь ребенка, ограничивая его возможности общения, обучения и интеграции в общество.

Речевые расстройства могут проявляться в различных формах: от задержки речевого развития до более серьезных проблем, ведь речь, это не только средство коммуникации, но и основа для обучения и формирования социальных связей. Ребенок, у которого есть сложности с речью, часто сталкивается с трудностями в общении как с взрослыми, так и с сверстниками. Это может привести к социальной изоляции и чувству неполноценности.

Кроме речевых нарушений, многие дети с ОВЗ также имеют проблемы с поведением. Это может проявляться в агрессии, неуправляемых эмоциональных реакциях или социальной дезадаптации. Данные проблемы могут быть как следствием физиологических факторов, так и результатом того, что ребенок не может выразить свои эмоции и нужды словами. Поэтому важно не только работать над речевым развитием, но и внимательно отслеживать поведенческие проявления, чтобы понять, что может быть истинной причиной их возникновения.

Поскольку родители и специалисты играют ключевую роль в процессе поддержания и развития инклюзивного образования командой проекта было принято решение возобновить формат проведения семинаров по волнующим вопросам, так как информированность о доступных возможностях образования и реабилитации, а также о правовых аспектах, касающихся их детей, а главное способы и виды помощи – все это позволяет работать над профилактикой тяжелого сценарного развития детей с нарушениями в развитии.

Так же, важным и немного закулисным элементом первого этапа является подготовка информационных материалов и методических пособий для создания мастерской по альтернативной коммуникации и интерактивного портала, чтобы у родителей была возможность познакомиться с системой PECS (Picture Exchange Communication System), которая помогает детям, имеющим трудности в речевом развитии, выражать свои мысли и желания.

Вокруг альтернативной коммуникации существует множество мифов, которые не имеют ничего общего с реальность, ведь PECS — это метод, основанный на использовании карточек с изображениями (пиктограмм). Дети могут использовать эти карточки для передачи информации и общения с окружающими. Система организована поэтапно и позволяет детям учиться взаимодействовать через обмен картинками, что поэтапно развивает их коммуникативные навыки.

Предлагаем рассмотреть одни из важных плюсов данного метода:

  • Упрощение коммуникации

Для детей с ОВЗ, особенно с задержками речевого развития, вербальная коммуникация может представить собой значительные трудности. Карты ПЕКС позволяют им передавать свои желания и потребности более доступным способом. Это значительно снижает уровень фрустрации, который может возникнуть в результате неспособности выразить себя устно.

  • Поддержка эмоционального состояния

Неспособность общаться может негативно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка. Используя карточки ПЕКС, дети получают возможность самовыражения, что способствует улучшению их настроения и самочувствия. Они начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении.

  • Развитие социальных навыков

ПЕКС способствует развитию взаимодействия между ребенком и его сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Обмен карточками способствует не только обучению языковым и коммуникационным навыкам, но и формированию более глубоких социальных связей. Дети учатся ожидать своей очереди в общении, отвечать на вопросы и развивать компаньонские отношения.

  • Индивидуализация подхода

Одним из немаловажных аспектов использования карточек ПЕКС является возможность адаптации материалов к индивидуальным потребностям ребенка. Карточки могут быть созданы с учетом интересов каждого конкретного ребенка, что увеличивает их мотивацию и заинтересованность в общении.

  • Переход на вербальную речь

ПЕКС не только помогает детям общаться, но и может быть использован как средство стимуляции развития речевых навыков. Поскольку ребенок получает возможность выбрать карточку и обменять ее, он постепенно учится связывать изображения с реальными предметами и понятиями, что может положительно сказаться на его способности к вербальному выражению.

Мы рады сообщить, что оборудование в рамках данного проекта было поставлено в полном объеме и мастерская распахнула свои двери для родителей и специалистов – на сайте фонда можно оформить запись к специалисту по АДК, который окажет консультацию и подберет необходимый комплект пексов для успешного старта ребенка.

IMG_7959
IMG_8017
IMG_8027
IMG_8029
IMG_8070
previous arrow
next arrow

Антонина Попова, мама особенного мальчика Тимура, которому методика PECS помогла достичь высоких результатов в коммуникации. 

Я думаю вначале было сложно именно мне, а не ребенку. Ребенок молчал, а для меня весь метод выглядел как дрессировка. Но потом я увидела первые успехи: сын начал использовать карточки, чтобы показать что он хочет его любимый смузи с клубникой и бананом. Затем пошли уже более сложные понятия такие как время суток, времена года и так постепенно наш словарный запас вырос до двухсот карточек. После проделанной работы наша жизнь изменилась в лучшую сторону — ребенку стало проще в эмоциональном плане, улучшилась дисциплина, все домашние стали его хорошо понимать. Но мы не стали останавливаться на достигнутом и помогли ребенку освоить приложение PECS на планшете, ему стало доступно еще больше слов. Так потихоньку у него запустилась речь. Я советую родителям не бояться и пробовать разные методики. Ни в коем случае не сдаваться. Даже простые действия могут привести к большому успеху. 

Однако это еще не конец! Впереди нас ждут новые этапы проекта, которые открывают для нашего фонда новые горизонты и возможности. С февраля 2024 года стартует новый набор на комплексную диагностику к специалистам, анонсы о которой размещаются в социальных сетях фонда «Харысхал»:  ВКонтактеТелеграме и Дзен.

 Развитие альтернативной и дополнительной коммуникации в инклюзивном образовании будет продолжаться, открывая двери для детей с ограниченными возможностями здоровья и помогая им раскрыть свой потенциал.

 Мы должны продолжать исследовать и внедрять новые подходы, чтобы каждый ребенок имел возможность полноценно участвовать в обучении и жизни общества. Вместе мы можем создать более доступную и поддерживающую среду, где каждый голос будет слышен, а каждая история — рассказана.

Рекомендуем