Инклюзия начинается с детства. Сейчас дети с инвалидностью могут посещать образовательные учреждения вместе со всеми. Мы навестили два детских сада, в которые ходят наши маленькие герои — Айсаана и Сережа. Сверстники рады «солнечным» друзьям, и принимают их такими, какие они есть.
Айсаана
Айсаана Павлова любит делать аппликации из цветной бумаги. Когда мы пришли, девочка аккуратно клеила зеленые листочки к нарисованным изгибам ветви. Рисование, музыка, физкультура. На всех занятиях она увлеченно играет вместе со всеми. «Раз, два, три!» — весело маршировали ребята в актовом зале, кривляя рожицы на камеру. Айсаана стеснительно улыбалась и старалась не отставать от детей. Затем заиграла музыка, и начался урок.
Детский сад №1 «Звездочка» является первой инклюзивной площадкой для детей дошкольного возраста. Работа над программой поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью, началась в 2009 году еще до реформы системы образования.
По словам старшего воспитателя Евгения Попова, не все детские сады готовы принять инклюзию, поскольку в их штате нет таких специалистов, как психологов, дефектологов и логопедов. Это поддержка не только для детей, но и для воспитателей, которым порой необходим совет. «Самое главное – это толерантное отношение. Если есть понимание со стороны, то адаптация проходит очень быстро», — добавила Евгения Афанасьевна.
Римма Пермякова, учитель-дефектолог и тьютор девочки, рассказала, что сейчас Айсаана уделяет много внимания занятиям: «Она с любопытством изучает красивые цвета, выбирает на картинках любимую посуду и рассматривает вкусные фрукты. Айсаана чувствует, что ее любят, и с радостью приходит в детский сад».
Сардана Павлова, мама Айсааны:
«Все к Айсаане относятся очень хорошо. То, как она тянется к детям и воспитателям говорит о том, что инклюзия есть. Мы волновались, когда только начали ходить в детский сад. Через неделю ее уже взяли в обычную группу, и дочка быстро освоилась. Благодаря занятиям, Айсаана стала больше говорить. Вечерами она рассказывает нам, как прошел ее день, полный впечатлений. Утром малышка просыпается и с улыбкой собирается, чтобы снова увидеться с друзьями».
Сережа
«Ммм, очень вкусно!». Сережа Попов с интересом слушает, как выговаривается первая буква, и произносит ее. Сначала вкусная «М», потом «А», и получается любимое слово. На память об уроке тьютор делает моментальный снимок на polaroid. Сереже нравится учиться и узнавать что-то новое. Это может быть звук, слово или вещь. Он любит находить самые интересные игрушки, копаясь вместе с ребятами в коробке с кубиками, фигурками и машинками.
Тьютор Евдокия Сизых показывает его любимую тетрадку с фотографиями и коллекцией разноцветных букв: «Когда Сережа приходит утром, то сразу же берет тетрадь и ведет меня в класс. Ему нравится рисовать, лепить буквы и вспоминать уроки, рассматривая снимки. Мальчик общается немного по-другому, но дети понимают его».
Надежда Матвеева, воспитатель высшей категории, отмечает, что инклюзия создается совместными усилиями родителей и специалистов. «Сережа посещает детский сад уже третий год. Для нас он – ребенок, у которого есть свое настроение, интересы и мнение, как и у всех детей. Конечно, все воспитатели волнуются, когда только начинают общение с детьми с особенностями развития, но затем тревога уходит. Приходит понимание и осознание важности инклюзии, которая начинается с рождения ребенка».
Дети любят Айсаану и Сережу. Именно в этом и состоит смысл совместного обучения. В разрушении барьеров.
Скоро 21 марта, и в рамках Всероссийской декады инклюзивного образования в городе Якутске пройдут мероприятия, посвященные Международному дню людей с синдромом Дауна. Символом «солнечного дня» является желтый цвет. Каждый может поддержать благотворительную акцию #солнечныйденьякт. Сфотографироваться в желтом и выложить снимок в сеть с добрым хэштегом.
Текст и фото Виктория Корякина